Меню Закрыть

Чемпион Европы по самбо Иван Морозов о схватке у Кенсингтонского дворца и самообороне для школьников

Несколько лет назад чемпион Европы по самбо Иван Морозов со своим напарником Александром Перепелюком, оба похожие на Джеймса Бонда, удивляли приемами самбо английскую аристократию. О схватке у Кенсингтонского дворца, а потом и о мастер-классе для сотрудников ФБР в США писали во всех газетах. Корреспондент «Аргументов Недели» встретилась с Иваном Морозовым и узнала, кого мастер спорта международного класса обучает самбо сейчас.

– Иван, несколько лет назад вы ездили с показательными выступлениями в разные страны мира. Расскажите, как это было. Как вы вообще попали туда?

– На самом деле все вышло случайно. Мы с моим коллегой Александром Перепелюком готовили программу показательных выступлений для студентов Школы-студии МХАТ: разрабатывали сценические элементы бросков, ударов. Перед экзаменом сняли для них видеоролик, который стал наглядным пособием. Потом это дело забылось, а через полгода мы организовывали показательное выступление на открытии летней лагерной смены. На мероприятие должны были приехать представители серьезных спортивных организаций, федераций самбо в том числе. Времени оставалось мало, и мы решили использовать наработки для МХАТа. В экстренном порядке сверстали выступление и… оно всем понравилось.

После этого нам предложили поехать в Лондон, поделиться опытом с иностранными коллегами. Мы с Перепелюком согласились. Выступили в 2013-м на мероприятии к 75-летнему юбилею самбо у стен Кенсингтонского дворца. Боролись в деловых костюмах, использовали лучшие приемы – вышло зрелищно. Президент Ассоциации самбо стран британского содружества лорд Саймон Рединг тогда сказал, что самбо достойно того, чтобы о нем знали все.

Затем мы отправились в США: выступали перед детьми, давали мастер-класс для сотрудников ФБР в Филадельфии. Нашей борьбой заинтересовались как частью подготовки силовых структур.

Сейчас в разъездах мы не участвуем. Перепелюк занимается административной деятельностью, а я посвятил себя воспитанию спортсменов-самбистов.

– Где тренируете?

– У меня спортивный класс в Школе №1539, работаю с ребятами 12-13 лет. С остальными учениками занимаюсь на уроках физкультуры: осваиваем азы самообороны. Все это по программе Всероссийской федерации самбо «Самбо в школу». На мой взгляд, проект толковый. Позволяет школьникам изучать основы самообороны без оружия и, конечно, воспитывает. Многие ребята, увлеченные самбо, получают возможность выступать. Зимой мы выезжали на всероссийские соревнования по самбо среди школьников. Там было три номинации: демо-самбо, ГТО и встречи по самбо в личном и командном зачёте. Наша команда победила во всех трех, а школа получила гран-при.

В целом у нас очень дружная и конкурентоспособная команда. Ребята завоевали семь путевок на первенство России, выиграли Кубок Москвы и Санкт-Петербурга. У них много амбиций, и это прекрасно. Мне нравится, что они мечтают и ставят перед собой большие цели. Понятно, что для этого нужно много работать, а тренеру подогревать интерес. Поэтому у нас создана соревновательная система. Мы объединяем ребят в группы, которые конкурируют между собой. Группа-победитель получает поощрение. Например, идет в кино или в пиццерию. Такие механизмы позволяют ученикам соперничать в хорошем смысле слова и улучшать навыки.

– Впечатляющие у вас результаты. А насколько вообще тренерская работа регламентирована? Вы какую-то конкретную методику обязаны использовать?

– Моя методика – классическая: собрана из планов конспектов и моей личной спортивной практики. В физкультурном институте изучал и прорабатывал много материала по старым и новым техникам и приемам борьбы. Все это проецирую на работе. Иногда внедряю в программу экспериментальные задания. Главное не только здесь, но и в любом деле – не бояться пробовать. Если дает результат, внедрять в работу. Если нет – оставить за бортом.

– А как относятся к занятиям самбо родители школьников?

– Самбо дает отличную воспитательную базу, но все начинается с семьи. Когда родители поддерживают ребенка, он замотивирован, быстро прогрессирует, обычно знает, что хорошо, а что плохо, хочет двигаться вперед.

Некоторым же детям в принципе недостает родительского внимания, и справляются они гораздо хуже. Потому что не научены дисциплине и житейским тонкостям. С такими ребятами мы работаем усиленнее, но это не всегда дает результат. Даже если у ребенка сильный характер, ему нужен тот, кто будет направлять. А лучше всего это может сделать только семья, ведь тренер и команда не могут быть рядом постоянно.

Валерия ШАВЕЛЬЕВА

Источник: Газета «Аргументы Недели»